05.06.2012
Психолого-педагогическая программа по формированию нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных
На базе вечерней (сменной) общеобразовательной школы воспитательной колонии УФСИН России по Рязанской области в 2011-2012 учебном году реализовывалась «Психолого-педагогическая программа по формированию нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных в процессе преподавания литературы» адъюнкта кафедры общей психологии Академии ФСИН России Татьяны Пивоваровой.
Исследование проходило на уроках литературы 9-х и 10-х классов (общее количество 56 человек) под руководством опытного педагога, педагога с большой буквы, имеющей 30-летний стаж работы Зинаиды Федоровны Бударевой.
Труд учителя всегда сложен, а в условиях воспитательной колонии нагрузка увеличивается вдвойне. Это обусловлено в ряде случаев недостаточной школьной подготовкой воспитанниц или ее отсутствием до попадания в исправительное учреждение. Попавшие в места лишения свободы они, в силу негативных тенденций, оказались обделены в плане нравственной, духовной, волевой, эстетической, мировоззренческой и интеллектуальной нагрузки, которую могли бы получить, но не получили.
В такой ситуации необходимо иметь пример нравственного идеала для выстраивания работы над собой на всем протяжении пребывания в стенах воспитательной колонии. Исправление и ресоциализация происходят быстрее и качественнее, если ученики опираются на конкретные примеры из жизни, точнее на тех людей, которые в условиях изоляции от общества представляют собой нравственный идеал для воспитанниц. Учителя для многих из них как раз и являются такими идеалами, обладающие теми качествами, которые необходимо развивать.
Нам представляется весьма интересным исследование возможностей учебного процесса в исправлении и ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Данные этого исследования мы использовали при разработке программы формирования нравственных и волевых качеств воспитанниц.
Чтобы усилить гуманитарную направленность, на уроках литературы включался материал, помогающий воспитанницам понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим, к совершенному преступлению, проектировать свою жизнь на свободе; ориентировать на вечные абсолютные ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Именно через эти условия общество влияет на формирование личности. Вооружение учащихся системой знаний и понятий по литературе определялось задачами нравственно-волевого воспитания, с учетом возможностей возраста, индивидуальных особенностей и специфики.
Особенность нашей коррекционной программы на уроках литературы заключалась в использовании основ идеологии познания и развития при проведении учебных занятий по литературе (на базе рабочей программы).
Хотелось бы пожелать преподавателям школы терпения в их нелегком труде, целеустремленности в намеченных планах и осуществления всех задуманных идей и проектов.
Адъюнкт кафедры общей психологии
Академии ФСИН России
старший лейтенант внутренней службы
Татьяна Пивоварова